Действительно ли бизнес-образование может формировать образ мышления будущих руководителей и влиять на качество решений, которые они будут принимать, возглавив корпорации и финансовые институты? Этот вопрос стал темой исследования, проведенного Цзивуком Юн, преподавателя менеджмента Иллинойского университета и его коллеги из Университета Сан-Диего Таекцзиня Шинь.

По словам авторов исследования, «базовая цель большинства бизнес-школ - развить в будущих руководителях способность эффективно управлять; но вопрос, насколько хорошо они справляются с этой задачей и в какой мере программы MBA способствуют развитию лидерского потенциала слушателей, остается открытым».

Чтобы найти ответ на этот вопрос, Юн и Шинь собрали данные относительно 2031 CEO, которые управляли 640 крупными американскими корпорациями в период с 1985-го по 2015-й год. Кроме этого исследователи собрали информацию об их образовании (в какой бизнес-школе учились и когда получили диплом).

Вот данные, которые легли в основу исследования:

  • в начале 1980-х диплом MBA имели 20% CEO, а в последующие годы и в 1990-х эта цифра стабильно росла и достигла 33%, оставаясь на этом уровне в течение двухтысячных;
  • в выборке представлены три группы руководителей: CEO, которые закончили программу MBA до 1970 года; те, кто успешно прошел этот курс в 1970-х; и те, кто получил диплом MBA после 1980-го года.

Авторы проанализировали, принимались ли в каждой из этих групп разные решения по корпоративной диверсификации. При этом они опирались на определение диверсификации как средства освоения новых возможностей, а не только расширения имеющихся бизнесов.

Как выяснили Юн и Шинь, СEO, получившие диплом MBA в 1970-х осуществляли диверсификацию с вероятностью большей на 17%. Руководители, которые закончили MBA программы в 1970-х годах реализовывали эту стратегию с вероятностью меньшей на 24%, те же, кто получил этот диплом в 1980-е прибегали к диверсификации с вероятностью ниже на 30%.

Также исследователи обнаружили, что дедиверсикация («обратная» диверсификация) непосредственно коррелирует с идеологией, которая утвердилась в бизнес-школах в 1970-80-х годах, когда стратегия разнообразия деятельности начала рассматриваться как негативно влияющая на ценность, которую получают акционеры. В течение последних 20 лет десятки компаний провели дедиверсификацию. Среди прочих - это Procter&Gamble, которая продала Pringles, CoverGirl и другие продуктовые линии, и PepsiCo, отделившая свой ресторанный бизнес в компанию YUM!, которую впоследствии продала.

Какое же практическое значение имеет вывод этого исследования? Юн и Шинь считают, что его нужно учесть всем, кто работает в сфере бизнес-образования. «Хотя некоторые представители академических кругов сетуют на то, что теория управления очень мало влияет на практику ведения бизнеса, наше исследование показало, что теория все-таки имеет влияние, которое проявляется в долгосрочной перспективе», - пишут авторы, продолжая свою мысль так:

«Сейчас, когда студенты, ученые, руководители и эксперты пытаются осмыслить реальное влияние бизнес-школ - все, кто непосредственно занимается разработкой и реализацией программ делового обучения, должны осознать и свою ответственность, и значимость роли, которую могут играть. То, чему учат бизнес-школы, очень важно, а влияние способа мышления, который прививается слушателям, становится очевидным для общества через много лет.»

Все новости