Тема поддержки малого бизнеса сегодня, что называется, в тренде. Об этом очень много говорится, для этого довольно много делается, но в то же время результат получается почему-то совсем не тот, на который рассчитывают представители этой сферы деятельности. О причинах такого прискорбного явления и пойдет речь несколько ниже.

Как все начиналось?

Прежде чем перейти к ситуации, имеющей место быть сегодня, следует сделать небольшой экскурс в историю малого бизнеса в нашей стране и посмотреть, а что же было раньше.

Начнем со времен существования Советского Союза. Бизнес в то время был запрещен, хотя в реальности он существовал и именовался спекуляцией или фарцовкой, в зависимости от того, шла речь об отечественном товаре или об импортном. И та и другая деятельность преследовалась по закону и, соответственно, предпринимателей было не очень много.

В то же время, в условиях товарного дефицита, вкупе с высокой платежеспособностью потенциальных потребителей, отсутствовали как класс проблемы со сбытом товара, и норма прибыли была очень высокой. Именно в то время появилось выражение: «Купил за сто, продал за триста. На эти три процента и живу».

А потом Советский Союз прекратил свое существование, начался дикий капитализм и бизнес стал легальным. Вот здесь господ предпринимателей и ждала первая неприятность, ведь дефицит быстро ликвидировался, рынок стал насыщаться и норму прибыли пришлось снижать, чтобы не затовариться.
Впрочем, и на этой стадии малый бизнес ещё приносил весьма неплохие доходы, несмотря на высокие налоги, наличие рэкета и прочие атрибуты нецивилизованного рынка. А вот потом дела стали идти всё хуже и хуже.

К чему пришли?

На следующей стадии процесса началась поддержка малого бизнеса. Мелким предпринимателям начали всячески облегчать жизнь. Так рэкет ликвидировался, налоги уменьшились, хотя возможность уклоняться от них осталась, отчётность упростилась и так далее. Казалось бы, можно жить да радоваться, но нормы прибыли снова поползли вниз, а число жалоб на свою горькую долю со стороны мелких предпринимателей только возросло.
Прогноз на будущее, к сожалению, неутешителен, поскольку можно предположить, основываясь на опыте других стран, в которых этот процесс зашёл дальше нашего, что наступит такой момент, когда малый бизнес перестанет давать возможность бизнесменам содержать самих себя и им придется работать по найму, занимаясь бизнесом в качестве хобби и подработки.

В чём же дело?

Есть несколько точек зрения на причины возникновения вышеописанной ситуации. В частности, многие полагают, что основная причина заключается в плохой поддержке малого предпринимательства. Есть мнение, что это результат захлёстывания нас волнами мирового кризиса. Нередко винят и обе эти причины одновременно. А что же на самом деле?
На самом деле все намного проще, так как, благодаря пресловутой поддержке малого предпринимательства, малых предпринимателей стало настолько много, что им не хватает клиентуры. И это обусловлено не какими-либо кризисными явлениями, а конечным размером рынка. Можно предположить, что стань внезапно население богаче, мелких бизнесменов станет ещё больше и ситуация ничуть не улучшится.

Что же делать?

Есть ли какой-то выход из этого неприятного положения? Есть, причём таких выходов просматривается не менее двух. Во-первых, можно так или иначе очистить рынок от избытка предпринимателей и повысить порог вхождения в бизнес, чтобы не допустить роста их числа в дальнейшем. Однако это не стыкуется с принципами поддержки малого бизнеса и вряд ли такая мера будет реализована.

Во-вторых, предпринимательская активность части малого бизнеса может быть перенаправлена из сферы посреднической торговли в сферу производства. Да, это возможно, несмотря на обилия разного рода китайских товаров, ведь, к примеру, дачных электростанций, работающих на дровах, вместо бензина, не существует, а наличие спроса на таковые, учитывая уровень цен на бензин, вполне можно предполагать.
Впрочем, подобные вещи требуют вложений в производственную базу, что могут позволить себе далеко не все представители мелкого бизнеса. То есть, движение по этому пути требует повышения всё того же порога входа в бизнес.

Если же не делать ничего, то остается только смириться с тем, что своё дело в наше время – это далеко не символ жизненного успеха, как это было в позапрошлом веке, и не «умение жить», как во времена Советского Союза, а просто разновидность трудной и низкооплачиваемой работы, если не подработки.

Все новости